Меню
8 (800) 555-80-32
+7 (995) 000-11-33

Камины двадцатого века: преображение стилей и поиск новых декоративных решений

            Ушедший девятнадцатый век, символом которого можно смело назвать чугунные элементы домашней обстановки, сменился веком двадцатым, принесшим в интерьеры совершенно иные решения и принципы.

            Конец викторианской эпохи стал завершающим этапом господства чугуна – на рубеже столетий первые, робкие шаги совершает керамическая плитка с печатными и ручными рисунками, украшавшая камины в качестве окантовок и декоративных вставок. Новые порядки и течения, принесенные эдвардианским временем, стали основой новых технологий, приемов, и, конечно, модных стилей. Чугун уходил в прошлое, и камины обрели новый облик – живой, яркий и интересный.

Каминкамин

 

Начало двадцатого века: конструкции нового времени

 

            Отсутствие необходимости в чугунной раме при строительстве каминов вынудило создателей этого неотъемлемого элемента каждого дома искать новые способы декорирования. Возможность использования плитки стала доступной, безусловно, при появлении ровных поверхностей – блоков сланца, толстых кусков кованого железа, и, позже, бетонных основ.

Конечно, именно керамика стала лучшим выходом из положения – камины оформлялись деревянными и плиточными элементами, выложенными поверх конструкции очага.

            Цвета декоративных вставок придавали каминным конструкциям совершенно новое прочтение – из темных, тяжелых очагов камины превращались в оригинальные элементы обстановки. Пастельные оттенки основы, радужная глазурь, яркие вкрапления стали обязательным условием оформления керамической плиткой. Довольно часто кладка была украшена узорами в геометрическом стиле или арочными рисунками.

            Как раз в этот период окончательно ушли в прошлой свойственные викторианской эпохе вычурность, причудливость и излишняя декорированность. Актуальность обрели чистые линии, разумное количество украшений, конические колонны. Популярными были медные каминные вставки, а также геральдические декоративные мотивы.

            Каминные доски, окружавшие топки, почти до Первой Мировой Войны изготавливались из мрамора и сланца, а позже были заменены деревом – орехом, дубом.

            Когда промышленность оправилась от необходимости функционирования в военном режиме, чугун вернулся во многие английские дома – но в совершенно новом виде, возможном благодаря изобретению эмалирования.

            Стекловидная эмаль обладала современными оттенками цвета (в основном, бежевым, коричневым с вкраплениями) – и камины из эмалированного чугуна часто встречались в домашней обстановке Европы 20-30 годов. Но, несмотря на предпринятые попытки имитации черепичных вставок в эмали чугуна, этот тяжелый материал постепенно теряет свои позиции, полностью уступив первенство керамическим декоративным решениям и новому, уникальному стилю – арт-деко.

Арт-деко: сложность изящества

            Двадцатые годы стали временем активного развития огромного числа мелких и крупных производителей плиточных вставок для каминов для массового потребителя. Популярность такого бизнеса объяснялась просто – минимум инвестиций и внушительный рынок сбыта. А вот декоративная сторона такого новшества была крайне интересной.

            Уникальность нового, родившегося из смешения и влияния стиля, была поистине взрывной для моды и декоративного творчества. Эстетика работающих механизмов, сложность и изысканность модерна, слияние стилей десятых, двадцатых и тридцатых породили действительно новые решения, широко используемые в промышленности, мебели, ювелирных изделиях, текстильном производстве и дизайне интерьера.

            Базовые характеристики Арт-деко – это чистота линии, острые углы и симметрия. Гладкие и обтекаемые формы обеспечивали элегантность и изысканность, а яркость цвета, применение хрома, эмали и полированного камня были дополнены ссылками на древнегреческую и древнеегипетскую тематику.

            Влияние самых различных тем, волновавших и интересовавших общество, стало основой для декорирования самых разных предметов интерьера, в том числе и оформления каминов. Использование традиционных материалов получило новое прочтение – для каминов периода, длящегося до Второй Мировой Войны, свойственно богатство конструкции и эффектные, авангардные решения. В декорировании камина появился сияющий хром, лакированное дерево и керамика, украшенная характерными для арт-деко прямыми линиями, треугольниками и зигзагами, а также рисунками по самым различным мотивам – цветочные и анималистические стилизации, геометрическими элементами, изображениями женских лиц и фигур.

Вторая половина двадцатого века: от аскетизма военных лет до лаконичности семидесятых

            Вторая мировая война остановила расцвет и роскошь – теперь основным требованием к оформлению дома стала мобильность, практичность, легкость в уходе. Переход от традиционных каминов стал практически шоковым – но времени на декорирование и поддержание должного внешнего облика изысканных декоративных структур не было ни у кого.

            Процветание и тяга к красоте вернулись в Европу и Америку лишь к пятидесятым годам двадцатого века – тогда же в домах снова стали появляться камины, символы домашнего уюта и теплоты очага. Однако облик камина стал иным – к середине десятилетия практически пропали основательные каминные конструкции, а основной декоративной тенденцией стали настенные каминные решения.

            Прогресс к каминам был неумолим – живое пламя стремительно вытеснялось центральным отоплением, функциональное назначение камина было, пожалуй, утрачено окончательно и бесповоротно, и сердцем комнат, собиравших всю семью, вместо камелька стали радиоприемники и телевизоры.

            Равнодушие к каминам стало таять к семидесятым, несущим в общество моду на натуральность, близость к природе, лаконичность конструкции. Конечно, особенности интерьеров семидесятых-восьмидесятых годов не предусматривали богатого декорирования, и камины, украшенные керамической плиткой и камнем, вернулись в моду лишь к концу двадцатого века. Демократия в моде, свобода выбора интерьерного решения, отсутствие всяких ограничений – вот принципы нового, двадцать первого столетия, вернувшего в моду и роскошь, и полную естественность.

            Камины снова с нами – сегодня они присутствуют в интерьере как в новом облике, с новыми технологиями, так и в традиционном своем виде, в сознании наших современников соединяющем в себе декоративные керамические вставки, чугунные решетки, каминные полки и иные элементы, присутствующие в создании каминов за всю богатейшую историю их существования.

Наши работы на карте

Popup content